Причины повышенной чувствительности зубов и способы ее устранения

Чувствительность зубов или, говоря научным языком, гиперестезия, часто игнорируется, и совершенно напрасно. Даже беспокоящая лишь время от времени повышенная чувствительность зубов может быть симптомом серьезной патологии. Те, кто часто морщатся от болезненных ощущений при надкусывании яблока, к примеру, или же проведении гигиенических процедур, являются потенциальными пациентами стоматолога.

А потому, чтобы сохранить зубы здоровыми и не страдать от дискомфорта при употреблении определенных продуктов и напитков, стоматологи рекомендуют не оставлять без внимания эту проблему, записаться на прием и узнать, что делать при чувствительности зубов и в чем могут быть ее причины.

Причины, по которым развивается гиперестезия

Зубная эмаль – самая прочная костная ткань в организме человека. Ежедневно она выдерживает просто колоссальные нагрузки, причем ее не защищают мягкие ткани и кожа, как другие кости в организме. По этим причинам она и является такой прочной и устойчивой не только к истиранию или механическим повреждениям, но и к температурным перепадам, химическим веществам, бактериям.

Никакой чувствительности зубов, если человек здоров, возникать не должно, потому что нервные окончания надежно упрятаны в глубину зуба, прикрытые не только эмалью, но также зубным цементом и более толстым слоем рыхлого дентина – это факт. Если же чувствительность беспокоит, в организме происходят какие-то нарушения и сбои.

Важно: выделяют три стадии чувствительности зубов: когда дискомфорт возникает очень редко, только при контакте с температурными раздражителями, когда зуб дополнительно начинает реагировать на сладкое, соленое или кислое, и когда причинами боли становится контакт с любым раздражителем – иногда просто вдох или легкое прикосновение зубной щеткой.

Чтобы определить причины экстремальной чувствительности зубов, медики рекомендуют обратить внимание на обстоятельства, после которых она возникает.

Тут пациент должен сам себе помочь и внимательно проанализировать свои привычки, образ жизни, ежедневное меню и качество ухода за зубами.

Чувствительность зубов могут вызвать такие факторы:

• развивающийся кариес или пульпит. Часто потемнение или дырочка находятся на боковой или тыльной стороне зуба. пациенту кажется, что зуб здоров, но уже медленно разрушается. Если зуб реагирует на горячее или холодное, на простукивание инструментами или нажимание, значит, поражение уже достигло нервных окончаний и нужно немедленно начинать зуб, пока его еще можно спасти;
  • истоньшение эмали, ее сколы и растрескивание, которые могут возникнуть после ударов, несчастных случаев, а иногда слишком тонкая и хрупкая эмаль зуба обусловлена генетической предрасположенностью – такое явление достаточно распространено;
  • злоупотребление процедурами очистки и отбеливания зубов. Следить за состоянием ротовой полости и стремиться сделать улыбку безупречной нужно. Но нельзя при этом доходить до фанатизма и удалять зубной камень каждый месяц, после чего тут же наклеивать на зубы отбеливающие пластыри. Тем более не рекомендуют врачи заниматься отбеливанием самостоятельно, в домашних условиях, используя подручные средства и народные рецепты;
  • дефицит витаминов и минералов в организме. А эти причины часто вызывают чувствительность зубов у беременных и кормящих женщин. Ребенок буквально вытягивает из женского организма все самое лучшее и необходимое для полноценного развития и ускоренного роста, маме после девяти месяцев вынашивания ребенка и еще примерно стольких же выкармливания грудью остаются крохи. Усугубляется авитаминоз тем, что многие фрукты и овощи вызывают аллергические реакции у малыша и маме приходится от них отказаться, если она не желает прекращать лактацию. Нехватка кальция, железа, даже очень доступного витамина С может спровоцировать высокую чувствительность зубов в этот период;
  • лечение некоторыми медикаментами. Антибиотики помогают справиться с инфекцией и останавливают воспалительный процесс, потому если врач включил их в терапию – пропить курс нужно до конца. Проблема в том, что при этом часто возникает дисбактериоз ротовой полости и кишечника, нарушения обмена веществ, снижение иммунитета – а все это может привести к повышению чувствительности зубов.

Лень может также стать причиной гиперестезии. Если пациент часто забывает почистить зубы на ночь или хотя бы прополоскать рот водой, не стоит удивляться, если чрез пару лет зубы доставят немало хлопот, из которых болезненные реакции на внешние раздражители будут далеко не самыми худшими.

Как снизить чувствительность зубов – медикаментозное лечение

Наиболее распространенная причина гиперестезии зубов – нарушение целостности тканей зуба. Важно, чем оно вызвано, кариесом, пародонтозом или механическими травмами. Исходя из этого будет выбран и способ устранения дефекта.

Различают генерализованную гиперестезию, когда боли возникают сразу в нескольких или даже во всех зубах, и локализованную, когда чувствителен только один зуб. Стоить отметить, что если чувствительность зубов вызвана кариесом или пульпитом, чаще всего диагностируется локализованная гиперестезия. Когда зуб будет вылечен и запломбирован, неприятные ощущения исчезнуть.

А вот устранить генерализованную гиперестезию не так уж и просто, тем более, если она связана с нарушением обмена веществ или патологическими заболеваниями внутренних органов. В этом случае используются такие методы и средства:

1. Диета. Откорректировать питание необходимо, равномерно включив в каждодневный рацион белки, витамины и минералы, а вот от углеводов лучше отказаться.
  2. Прием поливитаминных комплексов – к сожалению, из одних только продуктов питания получить все необходимые вещества при серьезных нарушениях невозможно.
  3. Устранение всех хронических и инфекционных заболеваний.
  4. Повышение иммунитета методом отказа от вредных привычек, избегания стрессов и перегрузок, приема антибиотиков, переутомления, проведением закаливающих процедур и достаточном пребывании на свежем отдыхе. Хороший эффект дает курортно-санаторное лечение, дополненное приемом иммуномодуляторов.
  5. Реминерализация зубов. Врач наносит на зубы специальные составы, которые делают их крепче и устойчивей к термическому, химическому или механическому воздействию. Для более быстрого и глубокого проникновения состава используются небольшие разряды гальванического тока. Затем зубки покрывают защитным лаком, если повышенная чувствительность зубов экстремальная – их закрывают специальными капами.

Важно правильно ухаживать за зубами в домашних условиях: использовать зубную щетку с мягкими, закругленными щетинками, подобрать зубную пасту, адаптированную для чувствительных тканей ротовой полости, чистить зубы регулярно и аккуратно, не забывая также о зубных эликсирах и флосса для очищения. Что же еще можно сделать при высокой чувствительности зубов, если медикаменты и другие аптечные средства противопоказаны?

Народные средства при чувствительности зубов

Напоследок несколько народных рецептов, как уменьшить чувствительность зубов. Укрепить зубы, восстановить уровень кальция поможет цельное коровье молоко – но без консервантов и не из порошка! Как его применять? Во-первых, ежедневно употреблять внутрь, а во-вторых, делать примочки, пропитав молоком ватный тампон и приложив его на несколько минут к чувствительному зубу.

Те, страдает непереносимостью лактозы или просто не любит молоко, могут использовать такой рецепт: в стакане воды растворить 2-3 капли эфирного масла чайного дерева, полоскать жидкостью рот ежедневно. Этот способ навсегда решит проблему не только с чувствительностью, но и с неприятным запахом и зубным камнем во рту.

Напоследок стоит сказать, что очень сильно влияют на состояние зубов длительные и жесткие монодиеты. Страдает от голодания весь организм. Вы можете приобрести тонкую талию и изящные бедра, которым будут завидовать окружающие. Но едва ли они позавидуют вашим зубам, если вы рискнете широко улыбнуться.