Что такое и зачем проводится полная санация полости рта

Каждому человеку, и взрослому, и ребенку, приходится хоть раз в жизни проходить медицинскую комиссию. И нередко при этом в медицинской карточке или обходном листе после осмотра у стоматолога появляется замечание: «Необходима санация полости рта». Далеко не все люди знают, что это такое, пугаются и всячески избегают стоматолога, полагая, что им угрожает серьезная и болезненная операция.

Санация полости рта пугать не должна – ее рекомендуют провести практически всем, и зачастую мероприятие ограничивается удалением зубного камня и кариозных пятнышек на зубной эмали.

Но если есть серьезные проблемы, то санация ротовой полости и зубов поможет их выявить и устранить до того, как разовьется воспаление и даст о себе знать отеками, болями и другими неприятными симптомами. Что же ждет пациента за дверью стоматологического кабинета, если ему показана санация полости рта?

Что собой представляет процедура

Говоря языком медиков, санация ротовой полости и зубов – это ряд процедур и мероприятий, основная цель которых обнаружить и устранить любые стоматологические патологии. К ним относятся:

• удаление зубного камня и мягкого налета;
  • устранение мелких дефектов зубной эмали путем пломбирования и реминерализации;
  • лечение кариеса;
  • лечение заболеваний пародонта;
  • удаление не подлежащих лечению зубов, пульпы и корней;
  • лечение инфекционных заболеваний полости рта – кандидоза, стоматита и пр.;
  • ортодонтические и ортопедические мероприятия.

С помощью санации полости рта восстанавливаются все функции зубочелюстной системы, эстетичный вид зубного ряда, также процедура способствует улучшению общего состояния организма, так как очаг инфекции в ротовой полости может быть причиной ряда заболеваний других внутренних органов.

Для проведения мероприятий используются бормашина, ультразвуковая и лазерная терапии, медикаментозные средства (минеральные и антисептические растворы), пломбировочные материалы и при необходимости различные ортопедические конструкции и приспособления.

Лечение антибиотиками требуется только в том случае, если купировать воспалительный процесс и остановить распространение инфекции другим способом нет возможности. Или же заболевания полости рта являются осложнением другого заболевания бактериального характера, требующего антибиотикотерапии.

Когда показано санирование ротовой полости

Различают несколько видов санации полости рта:

1. Плановую или лечебно-профилактическую. Ее проводят в обязательном порядке в детских дошкольных и учебных учреждениях, воинских частях, на некоторых предприятиях и производствах, сотрудники которых находятся на диспансерном обслуживании.
  2. Индивидуальную. В этом случае пациент по собственному желанию обращается к стоматологу для выполнения лечебно-профилактических процедур.
  3. Периодическую или разовую. Эта форма санации проводится для узких групп людей, если она входит в план мероприятий по диспансеризации.

Санация полости рта может проводиться централизованно – в условиях стоматологического кабинета в поликлинике или больнице, или же децентрализованно – в условиях кабинета на предприятии, в дошкольном или учебном учреждении. В сельскую местность на специально оборудованных автобусах выезжают бригады стоматологов для проведения мероприятия у населения, не имеющего регулярного прямого доступа к услугам стоматолога.

Санация полости рта рекомендуется всем без исключения людям не реже, чем раз в полгода. Необходима она, если:

• планируется хирургическое вмешательство;
  • ребенок поступает в детский сад, школу или вуз;
  • женщина планирует беременность или уже находится в положении;
  • предстоит длительная деловая поездка, рабочая командировка или путешествие;
  • человек работает на вредном химическом производстве или в зоне с неблагоприятной экологической обстановкой, что может угрожать здоровью зубов и ротовой полости.

Противопоказаний к санации как таковых нет, могут откладываться на некоторое время только некоторые ее этапы. Например, беременным женщинам не рекомендуется удалять зубы во втором триместре беременности – лучше сделать это в первые или последние месяцы, или вообще после родов, если состояние зуба позволяет.

Некоторые хронические или острые заболевания, прием определенных медикаментов также могут стать причиной, по которой проведение санации будет перенесено на более благоприятный период.

Этапы санирования ротовой полости

Процедура в редких случаях ограничивается одним посещением стоматологического кабинета. Нередко приходится подключать терапевта и узких специалистов: ортопеда, инфекциониста, иммунолога, гастроэнтеролога, эндокринолога, хирурга. Полная санация ротовой полости включает следующие этапы.

1. Первичный осмотр зубов и ротовой полости пациента. После осмотра врач определяет, какие именно мероприятия необходимы и разрабатывает схему лечения, согласовывая ее с пациентом.
  2. Если есть грибковые или инфекционные заболевания слизистой и десен, вначале устраняются они.
  3. Затем выполняется пломбирование кариозных зубов.
  4. На следующем этапе удаляются зубы, вылечить которые консервативными методами не представляется возможным.
  5. В завершение лечатся патологии пародонта.

Ортопедические операции – протезирование, шинирование, установка брекетов и других исправляющих прикус конструкций, — проводятся только после того, как устранены все дефекты. По желанию пациента может быть выполнена процедура отбеливания, минерализации, лакирования и полировки зубов.

Санирование обычно проводится с использованием местной анестезии. Пациентам, испытывающим патологический страх перед стоматологом, перед началом процедур назначают курс приема седативных средств. В тяжелых случаях санация может проводиться под общим наркозом. При обслуживании детей, как правило, подключается детский психолог.

В хороших клиниках после полного санирования рта врач проводит обучающие занятия по правильному использованию средств гигиены для домашнего ухода за зубами: зубной щетки, зубной нити, пасты, порошков и ополаскивателей, ирригатора. Отказываться от таких занятий не стоит, как правило, врач дает ценные рекомендации по подбору оптимальных средств и инструментов каждому пациенту индивидуально.

Регулярный и правильный уход за зубами и ротовой полостью в домашних условиях – это залог того, что следующая плановая или индивидуальная санация зубов и ротовой полости будет не лечебной, а профилактической.

Чтобы пройти санацию ротовой полости, можно записаться на прием к стоматологу в районной бесплатной поликлинике или обратиться к частному специалисту. В любом случае это мероприятие обойдется дешевле, чем лечение стоматологических патологий в запущенной форме спустя несколько месяцев.